Настройки шрифта
Версия для слабовидящих

Карта сайта

Развитие памяти

Успехи школьника в учебе во многом зависят от развития его памяти. У детей младшего школьного возраста память имеет свои особенности.

Детская память пластична, дети запоминают легче и быстрее взрослого, иногда даже прочнее. Но так запоминается лишь яркое, необычное, интересное, вызывающее положительные эмоции. И воспользоваться тем, что запомнил, ребенок часто не умеет, так как знания его эпизодичны, не связаны в единую систему. Дети не могут отличать главного от второстепенного, обобщать факты и явления, которые им запомнились. Не умеют выбрать из того, что знают, необходимое в данный момент. Следовательно, память ребенка значительно менее развита, чем память взрослого.

Чем младше ребенок, тем большую роль в его развитии играют практические действия. Двигательная память развивается очень рано. Она является основой развития навыков ходьбы, бега, умения умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать бантик и т.д. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает более сложными двигательными навыками - письмом, игрой на музыкальных инструментах, сложными движениями в гимнастике, хореографии. В старшем возрасте работа двигательной памяти не прекращается, однако деятельность ее становится более сложной, объемной, самостоятельной.
Похоже развиваются и другие виды памяти.

Чем младше ребенок, тем больше роль чувств в запоминании. На этих чувствах построены и методы педагогического воздействия. Вы хвалите ребенка за хорошо сделанную работу, и он старается делать еще лучше, чтобы повторить чувство удовлетворения, радости, гордости, пережитое в это время. Испытав чувство стыда от порицания, высказанного старшими, он постарается впредь избегать этого чувства, будет стараться выполнить работу хорошо.

Детская память богата образами. Но в знакомых образах для детей сливаются и существенные признаки группы предметов (деревья, дома, люди), и индивидуальные, присущие только данному дереву, человеку, дому. Представление об однажды увиденном предмете, явлении быстро тускнеет, сливается с другими похожими образами предметов. В математике дети путают числа, записанные одинаковыми цифрами: 12 и 21, 500 и 5000, на уроках чтения заменяют одно знание другим, в чем то схожим.

Запечатление - первый этап, от которого во многом зависит, как сохранится воспринятый материал и как будет воспроизведено полученное знание.

Чем младше ребенок, тем больше роль чувственного восприятия в познавательной деятельности. Поэтому в начальной школе широко используется наглядность.

Другим важным условием хорошего запоминания считается повторение. Но пословица "Повторение - мать учения" сегодня устарела. Исследования ученых и практика учителей показали, что повторение само по себе не ведет к успеху. Бездумное переписывание одного и того же слова или повторение правила, стихов не ведет к хорошему запоминанию. Чтобы повторение было эффективным, надо каждый раз решать какую-то, пусть маленькую. но новую познавательную задачу. Например, при заучивании басни можно разбить басню на части, выучить по частям, затем постараться голосом передать характер каждого действующего лица, наконец, прочитать басню по ролям. Такая работа с многократным повторением текста, но с решением каждый раз новой задачи приводит к хорошему запоминанию басни.

Очень важен для успешного запоминания материала самоконтроль. Ребенок должен знать и уметь контролировать результат своего труда. Тогда он будет знать, что хорошо запомнил, что плохо, почему, как исправить положение. Например, после того как дети написали новую букву в тетради несколько раз, попросите их найти самую красивую букву и ту, которая получилась хуже всех, а затем определить, почему первая красивая, а вторая уродливая. Ребенок, найдя неверно написанные элементы, ошибки в соединении или в высоте, ширине буквы, постарается в последующем этих ошибок не повторять, стараться писать так, как писал самую красивую букву. Или, например, для того, чтобы проверить, хорошо ли запомнил рассказ, школьник должен ответить на вопросы, поставленные учителем или написанные в учебнике. Если ответить на какой-то вопрос он затрудняется, значит надо перечитать соответствующий отрывок текста и еще раз пересказать.

Такой самоконтроль важен для учащихся всех возрастов, но особенно для младших школьников, ведь они учатся при этом критически оценивать свою учебную деятельность, у них воспитывается чувство ответственности за выполнение задания.

Для лучшего запоминания имеет большое значение мотив, или установка, т.е. ребенок должен знать, для чего он должен запоминать этот этот материал, и хотеть этого добиться. Наиболее сильным мотивом являются познавательные интересы. Стремление к узнаванию нового делает учение привлекательным. "Память ребенка - это его интерес", - говорят психологи. Познавательный интерес одновременно и условие, и следствие успешной учебной деятельности младшего школьника, быстрого и прочного усвоения им учебного материала.

И, наконец, большое значение в запоминании имеет осмысление материала. Раньше считалось, младшие школьники легче запоминают материал механически, а осмысливание для них непосильный труд. Это не так. Многочисленные опыты показали, что осмысленный материал запоминается лучше: больше, быстрее и прочнее. Пути осмысливания запоминаемого материала различны. Чтобы лучше запомнить рассказ, сказку, полезно разлелить их на части, составить план. Детям 3-х и 4-х классов доступно составление словесного плана: сначала в форме вопросов, а затем и повествовательных предложений. Первоклассники могут составить картинный план. Если нет перед глазами иллюстраций. то рисуют словесные картинки.

На более высокой ступени учащиеся составляют план, где названия частей выражают обобщенную мысль данной части.

Составление плана не только способствует лучшему запоминанию, но и оказывает положительное влияние на всю умственную деятельность ученика.

Для осмысления необходимо, чтобы все слова, термины были понятны.

От запечатления до воспроизведения проходит определенное время. Что-то при этом забывается, что-то связывается друг с другом, перегруппировывается. Забывание зависит от того, как, с какой целью, каким способом был воспринят материал. Опыты показывают, что забывание интенсивно происходит в первые часы после заучивания. Затем этот процесс замедляется.

Отсюда вывод: повторять новый материал надо в первые часы после его изучения, а в последующие дни делать это реже, но постоянно.

По материалам книги Шульгиной В.П. "25 современных тем родительских собраний в школе".