Непроизвольное внимание не зависит от воли человека и неуправляемо – возникло и прошло. Оно кратковременное, сосредоточенность его слабая, оно нестойкое и легко отвлекаемо. Погас интерес, ослабло внимание. При таком виде внимания не затрачивается никаких усилий.
Но не все вокруг яркое и интересное, как раз рядом больше неинтересных, но нужных дел. Поэтому мы должны научить ребенка сосредоточиваться, обязаны помочь ему развить произвольное внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе. И если мы будем как можно раньше развивать его, то в ребенке разовьются трудоспособность, воля, сосредоточенность, целенаправленность.
У внимания, как и у других психических процессов, есть свои свойства, которые нужно знать родителям.
У детей объем внимания невелик, поэтому при знакомстве – изучении новых предметов – нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Об этом надо помнить всегда, когда вы знакомите его с новым материалом: новым правилом написания незнакомых букв, цифр, рисунков и т.д.
Следующее свойство внимания - распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать; если пишут, то этот процесс их так захватывает, что совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел – работа очень трудная.
Нельзя требовать от ребенка и ругать его за то, что он забыл только что проговоренное. Вот начинает наш ребенок читать: произносит первый слог, второй, а слово собрать не может. И родители начинают метаться: он глупый, неспособный. А все дело в том, что у него маленький объем внимания, и, пока он читал второй слог, он уже забыл первый. В это время нельзя горячиться, нужно спокойно дать возможность ребенку повторить, ведь сам процесс чтения для него трудный и он его увлекает.
Это бывает не только при чтении, но и на других занятиях. В математике нужно разрешать детям записывать промежуточные ответы в задачах, а то они, отвлекая свое внимание на последующие действия, забывают ранее решенное. А есть дети, у которых распределено внимание: они эти действия держат в голове.
Еще одно свойство внимания – устойчивость или неустойчивость. Это связано тоже с физиологией ребенка. Процессы возбуждения и торможения у младшего школьника неустойчивы. Процесс возбуждения превалирует над торможением. Ребенок не может себя вовремя остановить, не может долго заниматься одной деятельностью, на одном объекте его внимание может задерживаться недолго. И не надо требовать, чтобы ребенок долго себя посвящал одному делу, так как ребенок переутомляется, у него наступает апатия.
Из всего этого еще один вывод: нужно чаще чередовать виды деятельности. Но эти виды не должны обрушиваться на детей сразу, они должны чередоваться с некоторыми промежутками, отвлечениями. Еще нужно помнить о последовательности подачи материала: от легкого – к сложному, от знакомого к неизвестному, нужно уметь опираться на маленький опыт ваших детей.
При начальном изучении нужно всегда дать ребятам время запомнить неизвестный предмет. Если это возможно, то его нужно потрогать, понюхать, погладить рукой, взвесить, даже попробовать, вот тогда сложится наиболее полная информация о предмете, он поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.
Связь с эмоциями имеет большое значение для ребенка. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать. Всегда нужно затрагивать детские чувства, нужно суметь растрогать ребенка, вызвать его собственное отношение: проявление радости, сострадания или гнева. Внимание в этом случае будет более устойчивым и процесс познания пройдет успешнее. Не забудьте о радостной и доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!
Часто мы сетуем на своих детей: «Ты совсем невнимательный!» А ведь внимание можно и нужно тренировать.
По материалам книги Шульгиной В.П. "25 современных тем родительских собраний в школе".